Skip to content

Имвп у детей


Инфекция мочевыводящих путей у детей

Инфекция мочевыводящих путей у детей – группа микробно-воспалительных заболеваний органов мочевой системы: почек, мочеточников, мочевого пузыря, уретры. В зависимости от локализации воспаления инфекция мочевыводящих путей у детей может проявляться дизурическими расстройствами, болями в области мочевого пузыря или поясницы, лейкоцитурией и бактериурией, температурной реакцией. Обследование детей с подозрением на инфекцию мочевыводящих путей включает анализы мочи (общий, бакпосев), УЗИ органов мочевой системы, цистоуретерографию, экскреторную урографию, цистоскопию. Основу лечения инфекции мочевыводящих путей у детей составляет назначение антимикробных препаратов, уроантисептиков.

Общие сведения

Инфекция мочевыводящих путей у детей – общее понятие, обозначающее воспалительные процессы в различных отделах мочевого тракта: инфекции верхних мочевыводящих путей (пиелит, пиелонефрит, уретерит) и нижних мочевыводящих путей (цистит, уретрит). Инфекции мочевых путей чрезвычайно распространены в детском возрасте – к 5 годам 1-2% мальчиков и 8% девочек имеют как минимум один эпизод заболевания. Распространенность инфекций мочевыводящих путей зависит от возраста и пола: так, среди новорожденных и грудных детей чаще болеют мальчики, а в возрасте от 2 до 15 лет – девочки. Наиболее часто в практике детской урологии и педиатрии приходится сталкиваться с циститом, пиелонефритом и асимптомной бактериурией.

Инфекция мочевыводящих путей у детей

Причины инфекции мочевыводящих путей у детей

Спектр микробной флоры, вызывающей инфекции мочевыводящих путей у детей, зависит от пола и возраста ребенка, условий инфицирования, состояния микробиоценоза кишечника и общего иммунитета. В целом среди бактериальных возбудителей лидируют энтеробактерии, прежде всего кишечная палочка (50-90%). В остальных случаях высеваются клебсиеллы, протей, энтерококки, синегнойная палочка, стафилококки, стрептококки и др. Острые инфекции мочевыводящих путей у детей обычно вызываются одним видом микроорганизмов, однако при частых рецидивах и пороках развития мочевой системы часто выявляются микробные ассоциации.

Инфекции мочевыводящих путей у детей могут быть ассоциированы с урогенитальным хламидиозом, микоплазмозом и уреаплазмозом и сочетаться с вульвитом, вульвовагинитом, баланопоститом. Грибковые инфекции мочевыводящих путей нередко возникают у ослабленных детей: недоношенных, страдающих гипотрофией, иммунодефицитными состояниями, анемией. Существует предположение, что вирусная инфекция (инфицирование вирусами Коксаки, гриппа, аденовирусами, вирусом простого герпеса I и II типа, цитомегаловирусом) выступает фактором, способствующим наслоению бактериальной инфекции.

К развитию инфекции мочевыводящих путей у детей предрасполагают состояния, сопровождающиеся нарушением уродинамики: нейрогенный мочевой пузырь, мочекаменная болезнь, дивертикулы мочевого пузыря, пузырно-мочеточниковый рефлюкс, пиелоэктазия, гидронефроз, поликистоз почек, дистопия почки, уретероцеле, фимоз у мальчиков, синехии половых губ у девочек. Часто инфекции мочевыводящих путей у детей развиваются на фоне заболеваний ЖКТ - дисбактериоза, запоров, колита, кишечных инфекций и др. Фактором риска могут выступать обменные нарушения (дисметаболическая нефропатия у детей, глюкозурия и др.).

Занос инфекции в мочевые пути может происходить при недостаточной гигиене наружных половых органов, неправильной технике подмывания ребенка, лимфогенным и гематогенным путями, при проведении медицинских манипуляций (катетеризации мочевого пузыря). Мальчики, прошедшие через циркумцизио, страдают инфекциями мочевыводящих путей в 4-10 раз реже необрезанных.

Классификация

По локализации воспалительного процесса выделяют инфекции верхних отделов мочевыводящих путей - почек (пиелонефрит, пиелит), мочеточников (уретерит) и нижних отделов - мочевого пузыря (цистит) и уретры (уретрит).

По периоду заболевания инфекции мочевыводящих путей у детей разделяют на первый эпизод (дебют) и рецидив. Течение рецидивирующей инфекции мочевыводящих путей у детей может поддерживаться неразрешившейся инфекцией, персистированием возбудителя или реинфекцией.

По выраженности клинических симптомов различают нетяжелые и тяжелые инфекции мочевыводящих путей у детей. При нетяжелом течении температурная реакция умеренная, дегидратация незначительна, ребенок соблюдает режим лечения. Тяжелое течение инфекции мочевыводящих путей у детей сопровождается высокой лихорадкой, упорной рвотой, выраженной дегидратацией, сепсисом.

Симптомы у детей

Клинические проявления инфекции мочевыводящих путей у ребенка зависят от локализации микробно-воспалительного процесса, периода и тяжести заболевания. Рассмотрим признаки наиболее частых инфекций мочевыводящих путей у детей – пиелонефрита, цистита и асимптомной бактериурии.

Пиелонефрит у детей протекает с фебрильной температурой (38-38,5°С), ознобами, симптомами интоксикации (вялостью, бледностью кожных покровов, снижением аппетита, головной болью). На высоте интоксикации могут развиваться частые срыгивания, рвота, диарея, явления нейротоксикоза, менингеальная симптоматика. Ребенка беспокоят боли в поясничной области или животе; симптом поколачивания положительный. В раннем возрасте инфекции верхних отделов мочевыводящих путей у детей могут скрываться под маской пилороспазма, диспепсических расстройств, острого живота, кишечного синдрома и др.; у детей старшего возраста – гриппоподобного синдрома.

Цистит у детей проявляется, прежде всего, дизурическими расстройствами – частыми и болезненными мочеиспусканиями малыми порциями. При этом полного одномоментного опорожнения мочевого пузыря не достигается, возможны эпизоды недержания мочи. У детей грудного возраста цистит часто сопровождается странгурией (задержкой мочи). О наличии дизурии у детей первого года жизни может говорить беспокойство или плач, связанные с мочеиспусканием, прерывистая и слабая струя мочи. Для цистита характерны боли и напряжение в надлобковой области; температура при цистите нормальная или субфебрильная.

Асимптомная бактериурия чаще встречается у девочек. Эта форма инфекции мочевыводящих путей у детей не сопровождается никакими субъективными клиническими признаками, а выявляется только при лабораторном обследовании. Иногда родители обращают внимание на помутнение мочи ребенка и исходящий от нее дурной запах.

Диагностика

Оценка тяжести инфекций мочевыводящих путей у детей требует комплексного подхода и участия ряда специалистов – педиатра, детского уролога, детского нефролога, детского гинеколога.

Инфекции мочевыводящих путей у детей могут быть заподозрены при выявлении в общем анализе мочи лейкоцитурии, бактериурии, протеинурии, иногда – гематурии. Для более детальной диагностики показано исследование мочи по Нечипоренко, проба Зимницкого. Изменения крови характеризуются нейтрофильным лейкоцитозом, повышенной СОЭ; при пиелонефрите - высоким уровнем острофазных белков (СРБ, альфа-глобулинов).

Основой диагностики инфекций мочевыводящих путей у детей служит бактериологический посев мочи с выделением возбудителя, оценкой степени бактериурии и чувствительности к антибиотикам. В некоторых случаях требуется исследование мочи на хламидии, уреаплазмы, микоплазмы культуральным, цитологическим, серологическим (ИФА) методами, ПЦР.

Детям с инфекцией мочевыводящих путей обязательно проводится ультразвуковое исследование органов мочевой системы (УЗИ почек, УЗДГ сосудов почек, УЗИ мочевого пузыря). Рентгеноконтрастные исследования мочевого тракта (экскреторная урография, микционная цистография, уретрография) показаны только при повторных эпизодах инфекций мочевыводящих путей у детей и только в фазу ремиссии. Для изучения состояния почечной паренхимы выполняется статическая или динамическая сцинтиграфия почек.

Методы эндоскопии у детей (уретроскопия, цистоскопия) используются для выявления уретрита, цистита, аномалий мочеиспускательного канала и мочевого пузыря. С целью исследования уродинамики проводится урофлоуметрия и цистометрия.

Лечение инфекции мочевыводящих путей у детей

Главное место в лечении инфекций мочевыводящих путей у детей принадлежит антибактериальной терапии. До установления бактериологического диагноза стартовая антибиотикотерапия назначается на эмпирической основе. В настоящее время при лечении инфекций мочевыводящих путей у детей предпочтение отдается ингибиторозащищенным пенициллинам (амоксициллин), аминогликозидам (амикацин), цефалоспоринам (цефотаксим, цефтриаксон), карбапенемам (меропенем, имипенем), уроантисептикам (нитрофурантоин, фуразидин). Длительность курса антимикробной терапии должна составлять 7-14 дней. После завершения курсового лечения проводится повторное лабораторное обследование ребенка.

Рекомендуется прием НПВП (ибупрофен), десенсибилизирующих средств (клемастин, лоратадин), антиоксидантов (витамин Е и др.), фитотерапия. Асимптоматическая бактериурия обычно не требует лечения; иногда в этих случаях назначаются уросептики.

При стихании острой инфекции мочевыводящих путей детям показана физиотерапия: СВЧ, УВЧ, электрофорез, аппликации парафина и озокерита, грязелечение, хвойные ванны.

Прогноз и профилактика

Запущенные инфекции мочевыводящих путей у детей могут привести к необратимому повреждению почечной паренхимы, сморщиванию почки, артериальной гипертензии, сепсису. Рецидивы инфекций мочевыводящих путей встречаются в 15-30% случаев, поэтому детям из групп риска проводится противорецидивная профилактика антибиотиками или уроантисептиками. Ребенок должен находиться под наблюдением педиатра и нефролога. Вакцинация детей проводится в периоды клинико-лабораторной ремиссии.

Первичная профилактика инфекции мочевыводящих путей у детей должны включать привитие должных гигиенических навыков, санацию хронических очагов инфекции, устранение факторов риска.

Доктор Комаровский про нейрогенный мочевой пузырь, частое мочеиспускание и пиелонефрит, другие инфекции мочевыводящих путей: причины, симптомы и лечение

Инфекции мочевыводящих путей считаются самыми распространенными в нашей стране, причем как у детей, так и у взрослых. О том, как заподозрить и распознать у малыша такие инфекции, какими они бывают, как лечить ребенка, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.

Общая информация

Инфекции мочевыводящих путей (ИМП) – большая группа заболеваний, которые вызываются в большинстве своем микробами, поражающими тот или иной отдел мочеполовой системы. Если поражение болезнетворными бактериями затрагивает мочевыводящий канал, говорят об уретрите. Если воспален мочевой пузырь, расположенный выше, то это цистит. Оба этих недуга относятся к нижним ИМП.

Поражение верхних путей – пиелонефрит. При нем поражаются ткани почек, лоханки и чашечки. Простые формы ИМП обычно не сопровождаются нарушениями оттока мочи, тогда как осложненные часто протекают на фоне аномалий и нарушений в самом строении органов мочевыводящей системы.

Также инфекции могут быть как госпитальными (появившимися после некоторых медицинских манипуляций), так и внебольничными, которые развиваются без предварительных манипуляций (например, введения катетера).

Детские инфекции очень коварны. По словам доктора Комаровского, их выявление значительно затруднено тем, что протекают они часто с менее выраженными симптомами, чем у взрослых. К тому же повсеместное использование подгузников делает довольно затруднительной первичную диагностику порой единственного детского симптома у грудничка и малыша постарше – частое мочеиспускание, ведь в подгузнике мамы просто этого не замечают.

Все виды ИМП могут быть острыми и у детей они чаще всего именно такие, но есть риск хронизации заболевания, если вовремя не заметить болезнь, не провести диагностику, неправильно лечить или прервать лечение.

В целом же инфекции мочевыводящих путей в детском возрасте, по словам Евгения Комаровского, достаточно хорошо и быстро поддаются терапии.

Симптомы

У новорожденных и грудных детей такие инфекции неподготовленным родителям, не имеющим диплома о медицинском образовании, заметить бывает довольно сложно. Симптомы не имеют четкой специфики. Детки становятся более раздражительными, плаксивыми, у них ухудшается аппетит, иногда поднимается температура. Первым признаком является частое мочеиспускание, которые заметить у грудничка очень сложно.

Дети более старшего возраста, дошкольники и школьники уже могут сообщить родителям о рези, боли, частых позывах к мочеиспусканию, а потому диагностика облегчается. Также ребенок становится раздражительным, может жаловаться на озноб, быть апатичным. Чем старше становятся дети, тем чаще на первое место выходят симптомы нарушения мочеиспускания.

При инфекционных поражениях мочевыводящих путей меняются цвет и количество мочи, она становится мутноватой или совсем мутной, появляется неприятный запах.

Причины

Развитию ИМП способствуют различные врожденные аномалии строения отделов и органов мочеполовой системы, а также функциональные их нарушения. Многие родители считают, что заболеть острым пиелонефритом или циститом ребенок может от переохлаждения. Правильнее говорить о том, что переохлаждение провоцирует снижение иммунитета, а пусковым механизмом воспалительного процесса все-таки выступают бактерии.

Доктор Комаровский подчеркивает, что, топая босиком по полу, ребенок не может заболеть циститом, поскольку сосуды нижних конечностей могут сужаться и тем самым «экономить» внутреннее тепло. А вот сидение на холодном – опасная предпосылка для развития воспалительных процессов в мочевыводящей системе.

Другая распространенная предпосылка, по словам Комаровского, – неполное опорожнение мочевого пузыря. Такое происходит тогда, когда малыш наклоняется вперед во время мочеиспускания. Так в основном делают девочки, поскольку на горшке они сидят. Нужно отметить, что девочки в 30 раз чаще болеют недугами ИМП еще и по той причине, что анатомически строение их мочеиспускательного канала отличается от канала мальчиков. Он более короткий, расположен ближе к анальному отверстию, а потому вероятность заражения бактериальной флорой выше.

Спровоцировать цистит или пиелонефрит может любой недуг, который подрывает состояние и без того слабой детской иммунной системы – ОРВИ, грипп и т. д. Отдельно стоит так называемый нейрогенный мочевой пузырь – состояние, при котором из-за дисфункции центральной нервной системы нарушены функции сбора и отведения мочи.

Как микробы могут попасть в мочевыводящие пути ребенка? Таких способов несколько. Чаще всего воспалительные процессы вызывает кишечная палочка, она может попасть при неправильном подмывании, недостаточном уровне гигиены ребенка. Также вызвать воспаление любого участка мочевыводящих путей могут синегнойная палочка, клебсиеллы, протеи, энтерококки, стрептококки и грибки рода кандида.

Наиболее часто инфекция развивается по восходящему пути, снизу вверх – от уретры к почкам. Но возможно и заражение от соседних очагов инфекции, а также по кровотоку с кровью и лимфой.

Диагностика

Для того чтобы ребенку был поставлен соответствующий диагноз, по словам Комаровского, обязательно нужна лабораторная диагностика. Обычно общий клинический анализ мочи при инфекциях мочевыводящих путей показывает огромное количество лейкоцитов. Дальнейшее лабораторное исследование (бакпосев) позволяет установить и название точного возбудителя воспалительного процесса. При необходимости для установления точного места дислокации воспаления применяют и другие методики, такие, как рентген мочевого пузыря с контрастом, УЗИ мочевого пузыря и почек.

Многое в точности постановки диагноза зависит от того, как правильно родители соберут мочу.

Ребенка нужно подмыть и в емкость собрать только среднюю порцию жидкости в утреннее время после пробуждения.

На бактериальный посев мочу собирают в стерильную емкость, которую дают в медицинском учреждении. Доставить баночку с детской мочой в лабораторию поликлиники или детской больницы нужно как можно скорее, ведь в течение каждого последующего часа колонии болезнетворных бактерий в ней увеличиваются и разрастаются.

При необходимости в сложных случаях ребенку могут быть рекомендованы МРТ и КТ. Но необходимость в этом возникает лишь в случае подозрения после УЗИ на структурные врожденные аномалии органов мочевыводительной системы, которые могут требовать хирургического вмешательства.

Забить тревогу, по словам Комаровского, мама должна сразу, как только заподозрит неладное, многое в прогнозах лечения ИМП зависит от своевременности обращения. Для этого Евгений Олегович рекомендует как можно чаще заглядывать в подгузники, оценивать цвет, запах и количество мочи. Если что-то покажется подозрительным, не нужно стесняться, следует сразу показать ребенка педиатру, который в первую очередь назначит общий анализ мочи.

Лечение

Доктор Комаровский призывает родителей внимательно отнестись к лечению подобных недугов у детей.

Не лечить заболевание и ждать, когда все пройдет самостоятельно, ни в коем случае нельзя. Опасным может оказаться и нетрадиционное лечение средствами народной медицины – травками, отварами.

Лечение может быть амбулаторным и стационарным, это зависит от степени тяжести недуга и степени поражения. Очень важно, чтобы лечением занимался квалифицированный врач. Комаровский утверждает, что бактериальные инфекции, которыми, по сути, и являются ИМП, должны лечиться исключительно с применением антибактериальной терапии.

Лечением занимаются педиатр, уролог, нефролог. Начинают лечение всегда с изменения режима. Следует ограничить физические нагрузки, увеличить количество потребляемой ребенком жидкости – теплое и обильное питье будет способствовать более обильному мочевыделению.

Маме нужно следить, чтобы ребенок каждые два часа опорожнял мочевой пузырь, застой мочи может усилить размножение бактерий.

Если инфекция протекает тяжело, ребенку могут назначить постельный режим. Во время лечения нельзя давать малышу маринованные продукты, копчености, но следует добавить в рацион продукты с большим содержанием витамина С, чтобы увеличить кислотную составляющую мочи. Антибиотики нужно принимать строго по той схеме, которую назначил врач. Даже если на второй день становится лучше, нельзя отказываться от дальнейшего курсового приема антибактериальных средств, поскольку выжившие бактерии приобретут резистентность к препарату, и заболевание может стать хроническим.

Комаровский утверждает, что лечатся ИМП достаточно быстро, а потому при отсутствии облегчения на вторые сутки после начала приема антибиотиков необходимо обратиться к врачу и подобрать новый препарат.

Лучше всего назначать ребенку конкретное лекарство после бакпосева мочи с учетом типа возбудителя. Могут применяться жаропонижающие при высокой температуре, антигистаминные средства при сильной общей интоксикации. В конце лечебного курса могут быть рекомендованы физиопроцедуры.

Профилактика

Инфекции мочевыводящих путей у ребенка всегда легче предотвратить, чем лечить, говорит Евгений Комаровский, а потому всем родителям нужно знать правила профилактики воспалительных процессов мочевыводящих путей.

  • В первую очередь важно укреплять иммунитет, чтобы даже присутствие бактерий и переохлаждение не вызывали воспалительного процесса. Для этого ребенка нужно закаливать, делать прохладные ванны, гимнастику, чаще с ним гулять.
  • Родители должны своевременно выявлять и устранять факторы риска, которые могут способствовать развитию инфекции – посещать врача, вовремя проходить с ребенком все необходимые обследования, участвовать в диспансеризации, сдавать анализы мочи. Это поможет вовремя узнать о начинающихся патологических процессах и не допустить развития тяжелой ИМП.
  • Ребенка нужно с самого раннего возраста приучать к соблюдению правил личной гигиены: научить правильно подмываться, вытирать попу после дефекации.
  • Важно следить, чтобы малыш не сидел на холодных поверхностях.

Подробнее об инфекциях мочевыводящих путей вы узнаете из передачи доктора Комаровского.

причины и симптомы, диагностика, лечение

Инфекция мочевыводящих путей у детей может встречаться уже в период новорожденности, но первый пик заболеваемости приходится на возраст 2-4 лет – момент приучения к туалету. В детском возрасте главная опасность инфицирования – в быстром распространении возбудителей с нижних отделов мочевыделительной системы на почки. Их вовлечение в воспалительный процесс становится причиной хронической патологии, которая сохраняется на всю жизнь.

инфекция мочевыводящих путей у детей

Инфекция мочевыводящих путей у детей определяется по анализу мочи

Факторы риска и причины патологии

В норме моча стерильна, бактерии, которые вызывают воспаление, чаще всего проникают в нее восходящим путем. Среди заболевших лидируют девочки из-за анатомических особенностей:

  • короткая и широкая уретра;
  • близость расположения к анальному отверстию;

Увеличивается вероятность развития воспаления мочевыводящих путей в следующих случаях:

  • частые запоры;
  • нарушение личной гигиены, неправильный туалет половых органов;
  • необходимость подолгу терпеть и откладывать поход в туалет;
  • катетеризация мочевого пузыря;
  • сахарный диабет;
  • иммунодефицитные состояния.

В качестве причины воспаления выступает бактериальная флора, обитающая в кишечнике. Она проникает в уретру и далее восходящим путем – в мочевой пузырь и почки. Основным возбудителем является кишечная палочка, реже встречаются стафилококки, клебсиелла, серратия, псевдомонады.

Реже причины связаны с инфицированием грибками рода актиномицеты, микобактериями туберкулеза, микоплазмой. Эти инфекции характерны для периода новорожденности и детей с аномалиями развития.

Провокаторами обострения инфекционного процесса могут выступать переохлаждение, перегрев, промоченные в холодную погоду ноги.

В летнее время после перенесенного заболевания опасно купание в пресноводных водоемах, пребывание на пляже в мокрых плавках, долгая инсоляция.

причины

Причины воспаления у девочек - анатомические особенности

Классификация инфекционного процесса

При классификации учитывают вовлеченный отдел мочеполовой системы:

  • уретрит – воспаление уретры;
  • цистит – воспаление мочевого пузыря;
  • пиелонефрит – поражение почек;
  • бактериурия – присутствие в моче микроорганизмов без клинической картины воспаления;
  • уросепсис – проникновение возбудителей из мочевыделительной системы в кровоток.

Болезнь может протекать в острой форме или хронической с периодическими рецидивами. По статистике, у девочек, которые перенесли воспаление мочевого пузыря или почек в течение первого года повторяется болезнь в 30% случаев. У 50% рецидив возникает в течение 5 лет. Мальчики реже сталкиваются с повторным воспалением.

Как проявляется болезнь

У грудных детей симптомы инфекционного процесса неспецифические. Они начинают хуже брать грудь, становятся беспокойными. О болезненности мочеиспускания говорит резкий крик ребенка и увеличении активности в этот момент. Иногда моча приобретает неприятный запах.

Могут наблюдаться следующие симптомы:

  • лихорадка – повышение температуры до 39°С при отсутствии симптомов респираторной инфекции;
  • рвота, срыгивания;
  • вялость;
  • пожелтение кожных покровов;
  • при атипичной реакции – гипотермия.

Дети в 2-4 года реагируют на инфекцию по-другому. Температура может оставаться в пределах нормы. Классическими симптомами являются:

  • учащенное болезненное мочеиспускание;
  • уменьшение порции мочи;
  • ложные позывы в туалет;
  • чувство неполного опорожнения;
  • задержка мочи.

Иногда дети жалуются на болезненные ощущения в надлобковой области, может появиться недержание мочи, энурез. При вовлечении почек беспокоит выраженная слабость, лихорадка, боль в пояснице. Поражение почечных лоханок чаще одностороннее. Но состояние ребенка тяжелее, чем при локализации инфекции в нижних отделах мочеполового тракта.

симптомы

Симптомы воспаления мочевого пузыря - учащенное и болезненное мочеиспускание

Методы диагностики у детей

Врач заподозрит инфекцию мочевых путей уже на этапе осмотра ребенка. Для уточнения состояния назначается общий анализ мочи. Исследование обязательно для всех детей с лихорадкой и отсутствием признаков респираторной инфекции. На патологию указывают следующие компоненты в моче:

  • лейкоциты;
  • слизь;
  • бактерии;
  • эритроциты.

Редко может появляться в незначительных количествах белок.

Общий анализ крови отражает воспалительный процесс в организме. Характерно повышение лейкоцитов, ускорение СОЭ. При подозрении на уросепсис назначают анализ на С-реактивный белок и прокальцитонин.

При впервые возникшем заболевании бактериологическая диагностика не проводится. Исключение могут составлять новорожденные дети. Посев мочи необходим при рецидивах болезни, отсутствии эффекта от лечения. Бактериологический посев позволяет определить доминирующий тип микроорганизмов и их чувствительность к антибиотикам.

Биохимический анализ крови необходим при подозрении на поражение почек для оценки их функции. Важными показателями являются мочевина и креатинин.

УЗИ мочевого пузыря и почек проводится в первые 3 суток после появления симптомов. Повторно его назначают после выздоровления, через 1-2 месяца. При рецидивирующем течении болезни детям проводят микционную стинциграфию – это рентгенологический метод диагностики, который позволяет выявить аномалии развития мочеполовой системы.

Детям с частыми рецидивами патологии без признаков аномалий строения мочеполовых органов проводят статическую нефросцинтиграфию. Ее назначают 1 раз в 1,5 года. Экскреторная урография используется как вспомогательный метод, а эндоскопические способы изучения состояния органов в младшем возрасте не применяются.

Принципы лечения

Лечение невозможно без назначения антибиотиков, т.к. этиология болезни – бактериальная. Если отказываться от использования антибактериальных препаратов, делать упор на народные методы и неспецифическую терапию, риск перехода болезни в хроническую форму возрастает.

В детском возрасте для лечения инфекции мочевыводящих путей назначают один из следующих препаратов:

  • амоксициллин/клавулановая кислота;
  • цефиксим;
  • цефуроксим;
  • цефтибутен;
  • ко-тримоксазол;
  • фуразидин.

Дозировка подбирается по весу и возрасту ребенка. Фуразидин назначают только при неосложненном цистите. Грудничкам необходима госпитализация. В первые несколько суток антибиотики назначаются внутривенно. Позже возможен переход на прием внутрь.

Продолжительность лечения антибиотиками 5-7 дней. Если инфекция распространилась с мочевого пузыря на почки, антибиотики назначают на 10-14 дней.

Существуют антибиотики резерва, которые применяют у детей в исключительных случаях. Их назначение оправдано при множественной устойчивости микроорганизмов, при развитии уросепсиса. К таким препаратам относятся:

  • амикацин;
  • тобрамицин;
  • гентамицин;
  • тикарциллин-клавуланат;
  • группа фторхинолонов.

Для уменьшения болевого синдрома, воспалительной реакции и снижения температуры тела используют нестероидные противовоспалительные препараты. В детском возрасте разрешены препараты на основе ибупрофена или парацетамола. Для снижения температуры ребенка раздевают, протирают кожу салфеткой, смоченной в прохладной воде, и дают обсохнуть.

Спазмолитики помогают улучшить отток мочи, уменьшают боль. Применяют дротаверин, папаверин. Маленьким детям можноиспользовать лекарство в форме свечей.

лечение

Клюквенный морс - растительное средство профилактики

Реабилитация и профилактика

После перенесенной инфекции мочевого пузыря или почек специальная реабилитация не требуется. Но у детей с пузырно-мочеточниковым рефлюксом и частыми рецидивами инфекции проводится противорецидивная терапия в течение 3-12 месяцев. Полезно давать детям отвары трав, оказывающих благоприятное воздействие на органы мочевыделительной системы:

  • брусничный лист;
  • кукурузные рыльца;
  • клюквенный морс.

Для профилактики обострений важно, чтобы ребенок регулярно опорожнял кишечник. Детям, склонным к запорам, подбирается послабляющая диета. В рацион включаются курага, чернослив, свекла, кефир. При необходимости проводится курс терапии пробиотиками.

Также необходимо с периода новорожденности следить за правильной гигиеной половых органов, направлять струю воды спереди назад при подмывании у девочек. Переохлаждение не является причиной воспаления, но оно может приводить к временному снижению иммунитета. Поэтому важно в холодное время года держать ноги и поясничную область в тепле.

Узнайте также о том, как лечить понос у ребенка

Инфекции мочевыводящих путей (ИМВП) у детей. Информация для родителей.

Что такое инфекция мочевыводящих путей (ИМВП)

Мочевыделительная система человека состоит из двух почек (органов, необходимых для фильтрации мочи), двух мочеточников (трубочек, необходимых для перемещения мочи из почек в мочевой пузырь), одного мочевого пузыря (временный резервуар мочи), и мочеиспускательного канала (трубочки, по которой моча изливается из мочевого пузыря наружу, называемой также уретрой). 

Сверху вниз: почки, мочеточники, мочевой пузырь, уретра (мочеиспускательный канал). 

В норме во всех этих структурах не размножаются микроорганизмы, то есть имеется стерильная среда. Когда бактерии проникают в мочевой пузырь или почки, может развиться заболевание. Группа таких заболеваний называется инфекциями мочевыводящих путей или ИМВП, в России эти заболевания известны как пиелонефрит, цистит, уретрит и т.д. 

Инфекционное поражение почек является самым тяжелым видом ИМВП, поскольку при отсутствии своевременного правильного лечения - способно привести к повреждению почечной ткани, что, в свою очередь, может вызвать повышенное артериальное давление и хроническую почечную недостаточность в более позднем возрасте. 

Причины ИМВП

Среди здоровых детей (детей без предрасполагающих заболеваний), в подавляющем большинстве случаев, ИМВП вызваны кишечной палочкой (E.coli), той самой, которая есть у всех здоровых людей в фекалиях. Эти бактерии могут попадать с ануса на уретру и в мочевой пузырь (а иногда и в почки), вызывая инфекцию. 

Факторы риска инфекции мочевыводящих путей

Некоторые дети имеют более высокий риск развития ИМВП. Ниже приводятся некоторые факторы риска ИМВП: 
  • Ранний возраст: мальчики первого года жизни, и девочки первых четырех лет жизни имеют повышенный риск развития ИМВП. 
  • Обрезанные мальчики (прошедшие операцию циркумцизии) болеют реже необрезанных, по некоторым данным от 4 до 10 раз реже. Однако большинство необрезанных мальчиков все же не страдает от ИМВП. 
  • Наличие мочевого катетера в мочевом пузыре в течение длительного периода времени 
  • Врожденные аномалии строения мочевыводящих путей 
  • Заболевания, приводящие к нарушению правильного функционирования мочевого пузыря 
  • Наличие одного эпизода ИМВП в анамнезе - значительно увеличивает шансы развития еще одного эпизода в будущем. 
  • Все причины, приводящие к застою мочи: камни в почках, обструктивная уропатия, пузырно-мочеточниковый рефлюкс, затрудняющие отток мочи синехии у девочек, фимоз у мальчиков 
  • Семейная история повторных и хронических ИМВП 

Симптомы ИМВП

Симптомы инфекции мочевых путей зависят от возраста ребенка. Дети более старшего возраста (дети старше двух лет), часто имеют: 

  • Боль или жжение при мочеиспускании 
  • Частые позывы к мочеиспусканию (следует дифференцировать это состояние с поллакиурией) 
  • Боль в нижней части живота, или спины: 
  • Лихорадку (температуру тела выше 38 ° С) 

Дети младшего возраста (до 2х лет) чаще всего имеют один или несколько из следующих симптомов: 

  • Лихорадку, которая может быть единственным симптомом 
  • Рвоту или диарею 
  • Плаксивость, капризность 
  • Значительное снижение аппетита, вплоть до отказа от еды, отсутствие прибавок веса 

Диагностика ИМВП

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка ИМВП, вы должны показать своего малыша врачу в течение ближайших 24х часов. Промедление и запоздалое начало лечения может увеличить риск повреждения почек. 

Общий анализ мочи. Это анализ, который необходим, чтобы определить сам факт наличия у ребенка ИМВП. Мочу собирать следует в специальную стерильную посуду. 

После получения мочи, анализ доставляется в лабораторию. Если в анализе есть признаки ИМВП, следует сдать посев на возбудителя ИМВП с определением чувствительности возбудителя к антибиотикам. В условиях обязательного медицинского страхования это обычно можно сделать лишь платно, и по этой причине многие врачи, даже в стационаре, просто не предлагают этот анализ - опасаясь жалоб или по иным мотивам. Я рекомендовал бы родителям, попавшим в такую ситуацию, вежливо самим предложить врачу назначить им этот анализ, предупредив, что сдадут его сами, за деньги в медцентре. Посев помогает определиться с возбудителем, определить - какой антибиотик максимально активен против этого конкретного возбудителя, вызвавшего болезнь именно у вашего малыша. Посев будет готов самое раннее - спустя 48 часов (иногда дольше), поэтому сразу после сдачи анализа врач назначит антибиотик широкого спектра действия, а после получения посева, возможно, сменит его - в зависимости от полученного результата. 

ВАЖНО! Посев мочи на флору целесообразно сдавать только ДО начала антибиотикотерапии, в противном случае он неинформативен. 

ВАЖНО! Если в посеве мочи обнаружено более одного возбудителя - чаще всего - это всего лишь нарушение правил сбора мочи. Почти не бывает случаев, когда ИМВП вызывается 2мя или более возбудителями, особенно - у прежде здорового ребенка. 

Диагноз ИМВП считается достоверным ТОЛЬКО при наличии трех критериев: 

  • лихорадка
  • пиурия в общем анализе мочи
  • положительный посев мочи (в диагностических титрах)
Дальнейшая терапевтическая тактика происходит по следующему алгоритму:
Алгоритм подготовлен на основании источников [1, 2]

Визуализирующие методы обследования

К ним относятся рентгенологические и ультразвуковые методы, позволяющие врачу увидеть структуру органов мочевыделительной системы, увидеть структурные дефекты и аномалии. Наличие этих дефектов может провоцировать повторные ИМВП, поэтому врачу необходимо выявить их, и решить вопрос о необходимости их коррекции. Самые частые методы, применяемые при ИМВП, следующие: ультразвуковое исследование почек (УЗИ), обзорная рентгенограмма живота и цистоуретерография. Визуализирующие методы назначаются не всем детям - чаще они необходимы только у детей до 3-5 лет жизни, или у детей, у которых было более одного эпизода ИМВП. 

УЗИ почек. Метод, при котором специальный датчик испускает ультразвуковую волну внутрь тела ребенка, и фиксирует ее отражение от внутренних органов, давая очень причудливую для пациента, но понятную для специалиста картинку, по которой можно приблизительно судить о структуре органа. Специалист нанесет специальный гель на кожу спины ребенка, и будет водить датчиком по коже. Тест абсолютно безболезненный и занимает не более 30 минут. 


Обзорная рентгенограмма. Очень простой и весьма малоинформативный метод, дающий общее представление о расположении органов в брюшной полости и забрюшинном пространстве. Ребенок (обычно после очистительной клизмы накануне) ставится перед монитором рентген-аппарата и делается мгновенный снимок. 

Цистоуретерография. Рентгенологическое обследование, при котором в мочевой пузырь ребенка, при помощи катетера, вводится контрастное вещество, непроходимое для рентгеновских лучей. Обследование показывает контуры мочевого пузыря и уретры. Состоит тест из двух частей: первый снимок делается при заполненном контрастом мочевом пузыре, ребенок удерживает мочу; второй - ребенок мочится прямо лежа под рентгеновским аппаратом, и в этот момент производится снимок. Тест показывает еще и наличие пассивных (1й снимок) и активных (2й снимок) рефлюксов (обратных забросов мочи в мочеточники, в норме - не происходящих и также способствующих развитию ИМВП). Нужно сказать, что 2я фаза нередко не получается у детей, особенно младшего возраста, однако даже выявление пассивных рефлюксов - может быть весьма важным. Исследование умеренно-болезненное, боль и дискомфорт могут сохраняться несколько дней после проведения теста. 


Кроме того, в стационаре возможно проведение внутривенной урографии (метода, при котором контраст вводится в вену, фильтруется почками, проходит по мочевым путям и все это фиксируется серией R-снимков) и/или сцинтиграфии почек (метода, похожего на предыдущий, только в вену вводится не рентген-контрастное вещество, а короткоживущий радиоактивный изотоп). 1й метод - очень детально показывает структуру мочевыводящих путей от самого их начала, и частично - функцию почек, второй - качественно отображает функцию почек. Понадобятся эти методы далеко не всем детям, а только тем, у кого врач подозревает достаточно серьезную патологию мочевыводящих путей. 

Безусловно, это не все методы. В арсенале врачей есть еще целый ряд визуализирующих тесов и анализов мочи и крови, позволяющих более объективно и точно установить степень поражения функции почек. Мы рассмотрели лишь самые основные. 

...Отдельно нужно сказать о: 

  • Цистоскопии. Нередко метод входит в стандарты оказания урологической помощи, однако он крайне болезненный и не дает почти никакой информации. В подавляющем большинстве случаев - целесообразно отказаться от его проведения, и только подозрение на поражение самого мочевого пузыря (опухоль, камень, определение объема оперативного вмешательства и проч) может быть достаточным основанием для его проведения. 

  • Анализе мочи по Нечипоренко. Часто назначаемый, трудоемкий и весьма малоинформативный анализ. Не проводится в цивилизованных странах. Суть его - в четком подсчете эритроцитов и лейкоцитов в 1 мл мочи с помощью микроскопа. Диагноз ИМВП на его основании не ставится, и обычно его назначение необходимо только врачу (из-за пресловутых "стандартов", но не ребенку. 

    Дифференциальная диагностика ИМВП

    ИМВП можно спутать со следующими заболеваниями: 

    • Вульвовагинит. Этим термином врачи называют воспаление преддверия влагалища и влагалища у девочек. Оно может сопровождаться зудом, лихорадкой, изменениями в моче, однако мочевыводящие пути при этом интактны. 
    • Уретрит. Воспаление или химическое раздражение уретры (при попадании мыла, шампуня, геля для душа, стирального порошка и проч). Обычно не требует лечения и проходит самостоятельно за считанные часы или дни. 
    • Энтеробиоз Заражение острицами может вызывать зуд, раздражение и изменения в анализах мочи. Выявляется простым соскобом на острицы с перианальной области, при отрицательном результате - анализ берется трижды. 
    • Баланит. Как воспаление преддверия влагалища у девочек, так и воспаление крайней плоти у мальчиков (баланит и баланопостит) - могут имитировать почти все симптомы ИМВП. Врач отличит одно от другого при осмотре ребенка. 
    • Аппендицит. Еще одна причина - не тянуть долго с обращением к врачу. Выраженные неясные боли в животе - повод для вызова 03 в любом случае и в любое время суток. 
    • Эпидидимит, орхит, простатит. Воспаление придатков яичка, самого яичка и предстательной железы - встречаются очень редко. Однако и они могут вызывать похожие симптомы и врач должен помнить об этом. 
    • Беременность. Не стоит забывать и об этом состоянии у старших девочек. К слову, в некоторых западных странах, все девочки старше 14 лет при поступлении в стационар проходят обязательный тест на беременность. 

    Лечение ИМВП

    Основа лечения ИМВП - это антибиотики. Выбор антибиотика зависит от возраста ребенка, вида возбудителя, выявленного при посеве мочи и анализа на чувствительность этого возбудителя к антибиотикам. Большинству детей, в возрасте старше 2 месяцев, не требуется никаких уколов - антибиотики прекрасно работают в суспензиях и таблетках. 

    Если ребенку меньше двух месяцев, или если у ребенка неукротимая рвота, не дающая возможности принимать лекарство через рот - ребенок должен быть госпитализирован в стационар, где желательно установить внутривенный катетер и вводить антибиотик в вену (внутримышечные инъекции - это неоправданная и бесполезная боль, но, к сожалению, именно они - являются самым частым методом введения антибиотика в организм ребенка с ИМВП в нашей стране). 

    Антибиотики обычно назначают курсом от 5 до 14 дней. 

    Ответ на лечение. Вашему ребенку должно стать хоть немного легче спустя от 24 до 48 часов, с момента начала приема антибиотиков. Если ребенку не становится лучше или его состояние ухудшается - он должен быть повторно осмотрен врачом. Большинство детей, которые переносят ИМВП, не имеют никаких последствий в будущем. Нет никакой необходимости в повторных анализах мочи в будущем, если у ребенка нет симптомов повторного эпизода ИМВП. 

    Никакие "почечные чаи" и фитотерапия в целом - неэффективны в лечении ИМВП. Остальная терапия - симптоматическая (жаропонижающие, болеутоляющие и проч). 

    Профилактика инфекции мочевыводящих путей

    В первую очередь, конечно, это гигиена. В подавляющем большинстве случаев инфекция в мочевые пути попадает восходящим путем, то есть вверх по уретре, мочевому пузырю, к почкам. Поэтому тщательная гигиена промежности, ежедневные подмывания (особенно девочек) и ежедневная смена нижнего белья - основа здоровья мочевых путей. 

    От 8 до 30 процентов детей, имевших один эпизод ИМВП, заболеют ИМВП еще раз. Обычно это происходит в течение первых шести месяцев после первого эпизода, и гораздо чаще - у девочек. 

    Есть данные о том, что клюквенный сок при регулярном употреблении, может предотвращать ИМВП у взрослых женщин, однако на детях таких исследований не проводилось. Но, по-видимому, вполне разумным будет давать по 150-180 мл 100%-го клюквенного сока в сутки детям от 1 года до 6 лет, а детям старше 6 лет - 2-4 таких порции в день, ежедневно. 

    Профилактическая антибиотикотерапия. При частых повторных ИМВП - врач порекомендует ежедневный прием низких доз антибиотиков. Это лечение обычно продолжается от 6 до 12 месяцев. 

    Когда обращаться за помощью

    Если ваш ребенок имеет какой-либо из описанных ниже симптомов - обратитесь к вашему врачу в ближайшее время. 

    Лихорадка (температура больше 38 ° С), может быть единственным симптомом инфекции мочевыводящих путей у младенцев и маленьких детей. Кроме того, все дети раннего возраста, у которых появилась лихорадка, а в анамнезе отмечены ИМВП, должны быть осмотрены врачом в течение ближайших 24 часов. Боль или жжение при мочеиспускании, частые позывы к мочеиспусканию, боль в животе и пояснице - все это повод для осмотра ребенка специалистом. 

    Статья составлена по следующим материалам: 

    UpToDate 

    patient.co.uk 

    emedicine.com 

    Инфекция мочевыводящих путей у ребенка - Педиатрия

    анонимно, Женщина, 32 года

    Здравствуйте!1.5 Месяца у 2летней дочки ночью поднялась температура 39,5,рвота 3кратная(больше ее не было),жаловалась на боли в животе.Видимых признаков простуды не было (ни кашля ни насморка).Температура сбивалась лишь до субфебрильных цифр,потом снова нарастала(рвоты и жидкого стула не было).Меня беспокоило что она редко писила,но врачи на это внимание не обратили.Так проболели 3 дня.В итоге положили в стационар,назначили антибиотики ,но еще 3 дня температура была высокой.Сдавали анализы:кровь-соэ 40,лейк-23,эр-3.6,Гемогл-117(вообщем то из-за высоких цифр лейкоцитов 23 нас и положили).Перездали через 3 дня лейкоцитов было 6,соэ 38(видимо погрешность в предыдущем результате)узи брюшн пол. И почек без изменений.На 4 день все хорошо было ,температура спала,но к вечеру открылась обильная рвота и понос и температура снова поднялась.В итоге ротовирус.Еще 1.5 Недели лечили ротовирус арбидолом.Все было хорошо,но через 2 недели снова поднялась температура до 39 и опять без видимых простудных признаков.Я сразу начала давать арбидол.Арбидол пропили 6 дней,температура спала,ребенок активный,но беспокоит мутность мочи,особенно мутная по утрам.Сдали анализы оак:соэ-49,лейк-4.3,Палочки-8,тромб-306.Гемогл-117;бак:моч-2.7,Креат-64,алт-2,аст-13,срб полож(++),анализ мочи по нечипоренко лейк более 100000,эритроциты-250,цилиндров нет.Нас отправляют в областную больницу на дообследование к нефрологу и урологу с диагнозом инфекция мочевыводящих путей.Возможно ли что это правильный диагноз или стоит заподозрить другое заболевание!?

    Инфекции мочевыводящих путей у детей

    Эпидемиология инфекций мочевыводящих путей

    Распространённость инфекций мочевыводящих путей колеблется от 5,6 до 27,5%. В среднем она составляет 18 случаев на 1000 детской популяции.

    Анализ данных мировой статистики показывает, что в развитых странах Западной Европы проблема инфекций мочевыводящих путей становится актуальной уже с первых дней жизни ребёнка.

    Распространённость инфекций мочевой системы в странах Западной Европы

    Страна

    Год

    Авторы

    Распространённость ИМС, %

    Объект исследования

    Англия

    2000

    Christian M.T. et al.

    8,40

    Девочки до 7 лет

    1,70

    Мальчики до 7 лет

    Швеция

    2000

    Jakobsson В. et at.

    1,70

    Девочки

    1,50

    Мальчики (мультицентровое исследование; данные 26 педиатрических центров Швеции)

    Англия

    1999

    Poole С.

    5,00

    Девочки

    1,00

    Мальчики

    Швеция

    1999

    Hansson S, et al.

    1,60

    Мультицентровое исследование детской популяции

    Финляндия

    1994

    Nuutinen M. et al.

    1,62

    Девочки до 15 лет

    0,88

    Мальчики до 15 лет

    Среди доношенных новорождённых частота инфекций мочевыводящих путей достигает 1%, недоношенных - 4-25%. Новорождённые с экстремально низкой массой тела (

    Неоднократно было показано, что подавляющее число больных с инфекциями мочевыводящих путей составляют девочки, за исключением детей первого года жизни: среди новорождённых в 4 раза чаще инфекции мочевыводящих путей диагностируют у мальчиков. Со 2-го по 12-й мес жизни инфекции мочевыводящих путей одинаково часто встречают у мальчиков и девочек, после года - чаще у девочек. К 7-летнему возрасту 7-9% девочек и 1,6-2% мальчиков имеют как минимум один эпизод инфекции мочевыводящих путей, подтверждённый бактериологически.

    Наиболее вероятна диагностика инфекций мочевыводящих путей у детей первых 2 лет жизни, имеющих лихорадку, причина которой при сборе анамнеза и осмотре ребёнка остаётся неясной.

    Частота выявления инфекций мочевой системы у детей с лихорадкой

    Страна

    Год

    Авторы

    Распространённость ИМС, %

    Объект исследования

    США

    2002

    Reddy P.P., Redman J.F.

    3-10

    Дети первых 2-3 мес жизни с лихорадкой

    США

    2000

    Baraff LJ.

    3-4

    Мальчики младше 2 лет с лихорадкой

     

    8-9

    Девочки младше 2 лет с лихорадкой

    США

    2000

    Kaplan R.L et ai.

    7,5

    Девочки младше 2 лет с лихорадкой

    Австралия

    1999

    Haddon R.A. et at.

    5

    Дети от 3 мес до 3 лет с лихорадкой

    США

    1999

    Shaw K.N., Gorelik M.H.

    3-5

    Дети первых 4 лет жизни с лихорадкой

    США

    1999

    American Academy of Pediatrics

    5

    Дети первых 2 лет жизни с лихорадкой

    [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

    Новый ребенок в блоке: профиль валидности памяти (MVP) у детей с неврологическими заболеваниями

     @article {Brooks2019ANK, title = {Новичок на пороге: профиль валидности памяти (MVP) у детей с неврологическими заболеваниями}, автор = {Брайан Брукс и Тарин Б. Фэй-МакКлимонт, У. Макаллистер и Марша Вассерман и Э. Шерман}, journal = {Детская нейропсихология}, год = {2019}, объем = {25}, pages = {561 - 572} } 
    РЕФЕРАТ Определение достоверности полученных данных является неотъемлемой частью нейропсихологической оценки.Целью этого исследования было изучить частоту отказов профиля валидности памяти (MVP) в большой клинической выборке детей и подростков с неврологическим диагнозом. Данные были получены от 261 последовательного пациента (средний возраст = 12.0, SD = 3.9, диапазон = 5-19), которые были направлены на нейропсихологическое обследование в педиатрическую больницу третичного уровня и получили MVP… ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

    Сохранить в библиотеку

    Create Alert

    Cite

    Launch Research Feed

    .

    Каковы его этапы и что делать?

    Джеймс принес из школы новую ручку и показал ее своей матери. Он сказал ей, что нашел его под своим стулом в классе. Его мать знала, что это неправильно. Она посоветовала ему передать ручку учителю на следующий день, чтобы она, в свою очередь, могла передать ее владельцу. Джеймс был недоволен, но когда его мать объяснила, почему вернуть ручку было правильным решением, он убедился.

    Нравственность - это то, чему родители и учителя должны учить детей.Детей нужно учить тому, что хорошо, а что плохо. Понимание морали и их чувство правильного и неправильного зависит от среды, в которой они растут, а также от их эмоциональных, когнитивных, физических и социальных навыков.

    MomJunction расскажет вам о различных этапах нравственного развития детей и о том, как можно научить детей моральным ценностям.

    Что такое мораль?

    Нравственность - это способность видеть разницу между добром и злом в намерениях, мыслях, действиях и поведении.Обучение детей этому понятию - основная цель воспитания. Моральное развитие связано с концепциями морали, которые ребенок усваивает с младенчества до взрослой жизни.

    Продолжайте читать, чтобы узнать о различных этапах нравственного развития детей.

    [Прочитано: Этапы когнитивного развития у детей ]

    Этапы нравственного развития детей

    Моральный рост детей происходит постепенно, по мере их роста от младенчества до подросткового возраста и старше.Давайте посмотрим на это подробнее:

    1. Младенцы

    Младенцы не могут нравиться. Их чувство правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. После девяти месяцев в утробе матери ребенок ожидает, что выкормление продолжится. В результате их чувство правоты зависит от того, удовлетворены ли их потребности.

    • Голод и одиночество доставляют вашему младенцу неприятные ощущения, которые ему не нравятся.
    • Когда вас обслуживают, обнимают и кормят, это хорошо, а отсутствие реакции - это страшно и неправильно.

    2. Малыши

    Возраст: От 2 до 3 лет

    В этом возрасте ваш малыш понимает, что у других тоже есть права и потребности. Однако ему еще предстоит уловить разницу между добром и злом. Ребенок в возрасте 2–3 лет может проявлять чувство вины, основанное на эмпатии, и моральное поведение. В зависимости от действий родителей малыш понимает, что послушание - это норма.

    • Ваш малыш знает, что нельзя забирать игрушку у брата или сестры только потому, что он может попасть в беду.
    • Хотя он может не понимать, почему ударить кого-то неправильно, он знает, что будет наказан за это.
    • Ваш малыш старается соблюдать правила, чтобы избежать наказания.

    [Прочитать: Положительное наказание ]

    3. Дошкольники

    Возраст: От 3 до 5 лет

    Это возраст, в котором ваш ребенок усваивает семейные ценности.

    • Поскольку правила и нормы необходимы для поддержания дисциплины в семье, они становятся важными и для вашего ребенка.
    • Ваш ребенок ожидает, что взрослые или родители возьмут на себя ответственность.
    • Они понимают роль «ребенка» и «взрослого» и ожидают, что зрелость будет направлена ​​на них.
    • Ребенок осознает, что действия имеют последствия - «Если я сделаю это, это произойдет».
    • Положительное руководство со стороны родителей делает ребенка связанным, и он ведет себя хорошо. Несвязанный ребенок будет делать то, что ему хочется, до тех пор, пока его не поймают.

    4. Дети

    Возраст: 7-10

    После 7 лет дети начинают задаваться вопросом, непогрешимы ли люди, занимающие авторитетные должности, такие как учителя и родители.

    • У вашего ребенка разовьется четкое представление о том, что ему следует и что нельзя делать. Они хотели бы участвовать в создании правил.
    • У детей этого возраста развивается чувство справедливости и понимание необходимости правил.
    • Они понимают, что у детей тоже есть права, и фильтруют правила в соответствии с тем, что им подходит.

    [Читать: Социальное и эмоциональное развитие детей ]

    5. Подростки

    По мере приближения к взрослой жизни дети начинают развивать свои собственные моральные ценности, задавая вопросы и анализируя те, которые установили для них их родители .

    Возраст: 11–16

    • Ваш подросток расширит свой моральный кругозор и увидит правила как набор социальных принципов, которые принесут пользу всем.
    • Они ценят правила, но также ведут переговоры.
    • Они начинают интересоваться тем, что хорошо для общества в целом, по мере развития своих абстрактных способностей к рассуждению.
    • Ваш подросток начнет понимать, что решение, которое он принимает, влияет на окружающих.
    • Ваш подросток захочет, чтобы его принимали сверстники, и может изменить или изменить свои ценности и мораль, которые способствуют этому.
    • Цикл идет от «Я делаю это, потому что считаю это правильным» до «Я делаю это, потому что это делает моя семья» и, наконец, «Я делаю это, потому что это правильно».”

    Нравственное развитие не так просто, как обучение детей ценностям. Это настолько сложно, что психологи выдвинули на их основе теории.

    Теория нравственного развития Пиаже

    По словам Жана Пиаже, психолога, основная работа которого заключалась в когнитивном развитии ребенка, говорится, что дети проходят две основные стадии морального суждения (1), (2).

    Он назвал первую стадию, до семи лет, Гетерономией, где есть моральные ограничения.Спустя семь лет постепенно наступает этап автономии.

    Пиаже заметил, что нравственное развитие ребенка зависит от его когнитивных навыков, и поэтому разделил этот процесс на следующие этапы:

    Сенсомоторная стадия: От рождения до 2 лет

    • Ребенок понимает мир в соответствии со своей моторикой. развитие
    • Он координирует переживания посредством физического взаимодействия, такого как зрение, сосание и хватание
    • У ребенка развивается «постоянство объекта», когда он понимает, что объект существует, даже когда его нельзя увидеть, потрогать или услышать

    Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет

    • У ребенка отсутствует способность децентрироваться, что означает, что все его действия обусловлены пониманием того, что он должен быть обеспечен
    • Логически неадекватен для умственных операций
    • Мышление ребенка эгоцентрично, то есть он не может понять точку зрения других
    • 900 31

      На двух вышеупомянутых стадиях ребенок все еще не способен отличить то, что ему принадлежит, от того, что принадлежит другим.Следовательно, он хочет всего для себя и суетится.

      Конкретный Операционный этап: От 7 до 11 лет

      • Не обладает способностью к абстрактному мышлению
      • Во время этого процесса ментальная репрезентация ребенка необычайно увеличивается
      • Быстрое овладение языком за счет когнитивного символического развития
      • Устранение эгоцентризма

      [Читать: Как научить детей ответственности ]

      Этап формальных операций: 11-12 лет

      • Ребенок начинает абстрактно рассуждать
      • Физическое представление и мысленное представление

      На операционных этапах ребенок может видеть вещи с точки зрения третьего лица.Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. Это когда он трансформируется из гетерономии в автономию.

      Теория нравственного развития Кольберга

      Лоуренс Колберг, профессор психологии из Гарварда, выдвинул теорию этического развития со следующими стадиями (3):

      • Стадия 1: Ориентация на наказание-повиновение: Маленькие дети ведут себя праведно, потому что они боятся власти и следуют правилам, чтобы избежать наказания.
      • Этап 2: Эгоизм / индивидуализм: Правильное действие - это то, что удовлетворяет собственные потребности, а иногда и потребности других.Взаимность на этом этапе - это не лояльность или справедливость.
      • Этап 3: Хороший мальчик / Хорошая девочка: Правильное действие - это то, что радует и впечатляет других. Человека беспокоит то впечатление, которое он оставляет на других, и добивается одобрения других своим хорошим поведением.
      • Этап 4: Ориентация на закон и порядок: Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам ради самих себя и уважение к власти.
      • Этап 5: Ориентация на социальный договор: Ребенок признает универсальные принципы, индивидуальные и основные права и социальные нормы.Помимо того, что считается правильным, правильные действия также связаны с личными ценностями и мнениями.
      • Этап 6: Ориентация на универсальный этический принцип: Правильное действие решается совестью человека в соответствии с выбранными им этическими принципами.

      Кольберг назвал стадии 1 и 2 доконвенциональной моралью, стадии 3 и 4 - конвенциональной моралью, а последние две стадии - постконвенциональной моралью.

      Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

      Гиллиган, студент Колберга, заметила, что исследование Колберга основывалось только на мальчиках и мужчинах.Она сказала, что женщины и мужчины отличаются своими моральными и психологическими наклонностями. В то время как мужчины думают о правилах и справедливости, женщины думают о заботе и отношениях. Итак, она вышла со своим собственным набором стадий:

      • На доконвенциональной стадии цель ребенка - индивидуальное выживание
      • Затем она приобретает чувство ответственности за других
      • На стадии обычная стадия , индивидуум в порядке с самопожертвованием
      • Затем она понимает, что она тоже личность, и, следовательно, переход от хорошего к истине
      • На постконвенциональной стадии она понимает, что ей не больно себя или кого-либо еще.

      [Читать: Советы по развитию позитивного мышления у детей ]

      Теория нравственного развития Скиннера

      Теория Скиннера основана на бихевиоризме: ( 4 )

      • Внешний мир имеет решающее значение в формировании внутреннего мира ребенка. чувство морали.
      • Общение - ключевой атрибут нравственного развития детей.

      Существует несколько теорий нравственного развития. Суть в том, что родители и среда, в которой растут дети, влияют на их нравственность.

      Роль родителей в нравственном развитии детей

      Дети учатся нравственности у самых близких им людей. Поэтому вот что вы можете сделать:

      • Мотивировать ребенка действовать в рамках приемлемых норм.
      • Выявление и признание эмоций на ранних стадиях поможет вашему ребенку понять, что вы ему сочувствуете.
      • Хвалите своего ребенка, когда он поступает позитивно и демонстрирует нравственно правильное поведение. Это поможет ему понять, чего от него ждут.
      • Ваши дети смотрят на вас и внимательно следят за вами. Итак, практикуйте то, что вы проповедуете, и будьте образцом для подражания, которым вы должны быть.

      Помимо того, что вы будете примером для подражания и воодушевлением, вам необходимо научить их основам нравственного поведения.

      Как научить детей моральным ценностям

      Нелегко заставить детей понять и усвоить моральные ценности, которым вы их учите, непрактично. Вот несколько советов, как это сделать:

      • Объясните моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение.
      • Объясните ребенку, как плохое поведение влияет на других и как оно может повлиять на него. Например: «Если ты лжешь, однажды тебе никто не поверит».
      • Обсудите с ребенком гипотетические ситуации, в которых ему придется оценить свои мысли и сделать выбор. Скажем, "Твой друг подвергается издевательствам, что бы ты сделал?"
      • Учите, что хорошая мораль имеет хорошие последствия.
      • Убедитесь, что вы, как родитель, выполняете свои обязательства и обещания и проявляете доброту к своему ребенку.
      • Будьте примером сами, иначе ваш ребенок может запутаться.
      • Заставьте вашего ребенка заняться нравственным развитием.

      [Прочитано: Этапы развития ребенка ]

      Мероприятия по нравственному развитию

      Вы можете поощрять своего ребенка с помощью нескольких индивидуальных, групповых и образовательных мероприятий, чтобы выявить в них лучшее. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству.

      • Групповые игры, такие как прятки, забеги, игры на прицеливание и т. Д., Побуждают детей понимать важность правил и честной игры.
      • Через групповые игры дети могут узнать, что правила этичны, и им следует следовать не для того, чтобы избежать наказания, а потому, что они правы.
      • Игра в крестики-нолики - еще одна отличная игра для детей, особенно для младенцев и малышей. Участвуйте в игре, чтобы показать, что вы не авторитетный человек.
      • Эта игра помогает детям понять, что некоторые решения и действия находятся в их руках, и не все, что они делают, кем-то навязано.

      Нравственное развитие ребенка так же важно, как его физическое и умственное развитие. Как родителю вам не нужно ждать, пока ваш ребенок вырастет, чтобы научить его нравственности. Начните с самого начала и будьте образцом для подражания, чтобы они лучше понимали ценности и сделали их неотъемлемой частью своей жизни.

      Как привить детям нравственные ценности? Поделитесь своими методами обучения детей нравственности и справедливой жизни в разделе комментариев.

      Рекомендуемые статьи:

      .

      О ИМТ детей и подростков | Здоровый вес, питание и физическая активность

      1 Garrow, J.S. И Вебстер, Дж., 1985. Индекс Кетле (Вт / ч3) как показатель полноты. Внутр. J. Obes ., 9 (2), pp.147–153.

      2 Фридман, Д.С., Хорлик, М., Беренсон, Г.С., 2013. Сравнение уравнений толщины кожной складки Слотера и ИМТ для прогнозирования ожирения и уровней факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у детей. г. J. Clin.Нутр ., 98 (6), стр.1417–24.

      3 Wohlfahrt-Veje, C. et al., 2014. Жировой жир в детстве у 2647 здоровых датских детей: соответствие ИМТ, окружности талии, кожных складок с помощью двойной рентгеновской абсорбциометрии. евро. J. Clin. Нутр ., 68 (6), стр.664–70.

      4 Kuczmarski, R.J. et al., 2002. Таблицы роста CDC 2000 в США: методы и разработка. Vital Health Stat. 11 ., 11 (246), стр. 1–190.

      5 Огден КЛ, Флегал КМ, Кэрролл Мэриленд, Джонсон КЛ.Распространенность и тенденции избыточной массы тела среди детей и подростков в США, 1999-2000 гг. JAMA. 2002; 288: 1728–32.

      6 Freedman DS, Mei Z, Srinivasan SR, Berenson GS, Dietz WH. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и избыточное ожирение среди детей и подростков с избыточным весом: исследование сердца Богалуса. J Педиатр . 2007; 150 (1): 12-17.e2.

      7 Whitlock EP, Williams SB, Gold R, Smith PR, Shipman SA. Скрининг и вмешательства для детского избыточного веса: резюме доказательств для Целевой группы США по профилактическим услугам. Педиатрия . 2005; 116 (1): e125–144.

      8 Хан JC, Лоулор Д.А., Кимм SY. Детское ожирение. Ланцет . 15 мая 2010 г .; 375 (9727): 1737-1748.

      9 Вос М.Б., МакКлейн CJ. Питание и неалкогольная жировая болезнь печени у детей. Текущие отчеты гастроэнтерологии . Июн 2008 г .; 10 (3): 308-15.

      10 Сазерленд ER. Ожирение и астма. Immunol Allergy Clin North Am . 2008; 28 (3): 589-602, ix.

      11 Тейлор Э.Д., Тейм К.Р., Мирч М.С. и др.Ортопедические осложнения избыточной массы тела у детей и подростков. Педиатрия . Июнь 2006 г .; 117 (6): 2167-2174.

      12 Моррисон К.М. и др. Связь депрессии и качества жизни, связанного со здоровьем, с составом тела у детей и подростков с ожирением. Журнал аффективных расстройств 172 (2015): 18-23.

      13 Mustillo S, et al. Ожирение и психические расстройства: траектории развития. Педиатрия 111.4 (2003): 851-859.

      14 Halfon N, Larson K и Slusser W. Связи между ожирением и сопутствующими психическими расстройствами, развитием и физическим здоровьем в национальной репрезентативной выборке детей в возрасте от 10 до 17 лет в США. Академическая педиатрия 13,1 (2013): 6-13.

      15 Schwimmer JB, Burwinkle TM и Varni JW. Качество жизни, связанное со здоровьем детей и подростков с тяжелым ожирением. Джама 289,14 (2003): 1813-1819.

      16 Тейлор В.Х., и другие. Влияние ожирения на качество жизни. Передовая практика и исследования в области клинической эндокринологии и метаболизма 27.2 (2013): 139-146.

      17 Cunningham SA, Kramer MR, Venkat Narayan KM. Заболеваемость детским ожирением в США. Медицинский журнал Новой Англии 2014; 370: 403-411.

      18 Kelsey MM, Zaepfel A, Bjornstad P, Nadeau KJ. Возрастные последствия детского ожирения. Геронтология 2014; 60 (3): 222-8.

      .

      симптомов COVID-19 у детей: что испытывают дети?

      Хотя есть заметные исключения, большинство данных свидетельствует о том, что COVID-19 гораздо менее опасен для детей, чем для взрослых и младенцев.

      Знание симптомов COVID-19 у детей может помочь родителям и опекунам определить признаки, предупреждающие о чрезвычайной ситуации, и обратиться за соответствующей помощью.

      В этой статье рассматриваются симптомы COVID-19 у детей, некоторые возможные осложнения и время обращения к врачу.

      Поделиться на PinterestЕсли у ребенка развиваются симптомы COVID-19, его родителю или опекуну может потребоваться обратиться к педиатру.

      Данные из Китая и США о детях с SARS-CoV-2, вирусом, вызывающим COVID-19, показывают, что риск тяжелого заболевания у детей ниже, чем у взрослых.

      Исследование 2752 случаев COVID-19 у детей показало, что трое умерли, хотя точная причина смерти в каждом случае выясняется.

      Текущие данные свидетельствуют о том, что младенцы чаще госпитализируются, и некоторым из них требуется лечение в отделениях интенсивной терапии.

      В Китае более 90% детей с COVID-19 не имели симптомов и имели заболевание от легкой до средней степени тяжести.

      Ниже приведены некоторые симптомы, которые могут испытывать дети:

      • Лихорадка: Хотя большинство взрослых сообщают о лихорадке с COVID-19, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний ( CDC).
      • Гриппоподобные симптомы: Около 73% детей с COVID-19 страдали лихорадкой, кашлем или одышкой.У детей одышка встречается гораздо реже. Согласно одному анализу, этот симптом был у 43% взрослых и всего 13% детей.
      • Симптомы со стороны дыхательных путей : У детей с легкими формами заболевания могут появиться насморк, кашель или боль в горле.
      • Симптомы пищеварения: У некоторых детей появляется рвота, диарея или тошнота.
      • Изменения обоняния: Анализ 2020 года показал, что большинство взрослых с COVID-19 теряют обоняние.Исследователи не оценивали этот симптом у молодых людей, но дети также могут терять чувство вкуса или запаха.
      • Боль: У детей с COVID-19 может развиться мышечная или головная боль.
      • Изменения в поведении: Дети могут быть капризными или чаще плакать, особенно если они слишком малы, чтобы словесно выражать свои эмоции или определять свои симптомы. Некоторые дети также могут быть обеспокоены, особенно если они знают, что COVID-19 может быть опасным.

      В целом симптомы COVID-19, как правило, менее выражены у детей.Дети также реже, чем взрослые, сообщают о каждом симптоме.

      Дети с сопутствующими заболеваниями, такими как болезни легких, сердечные заболевания или слабая иммунная система, более подвержены серьезным осложнениям COVID-19.

      В исследовании CDC, в котором оценивались симптомы COVID-19 у детей, использовались данные о госпитализации и сопутствующих заболеваниях 295 детей. В этой группе 77% госпитализированных детей имели по крайней мере еще одно заболевание. Это говорит о том, что сопутствующие заболевания являются значительным фактором риска госпитализации детей.

      Однако даже среди детей из группы высокого риска риск смерти от COVID-19 очень низок. Из 2143 детей, включенных в китайское исследование CDC, умер только один 14-летний ребенок. Кроме того, как указано выше, 3 из 2572 детей в исследовании CDC умерли, хотя причина в каждом случае в настоящее время не подтверждена.

      Некоторые другие потенциальные осложнения включают:

      • органная недостаточность
      • необходимость использования аппарата ИВЛ
      • сепсис, который является тяжелой инфекцией, поражающей многие системы организма
      • сердечная недостаточность
      • проблемы, которые могут вызвать опасную для жизни кровь сгустки

      У детей с тяжелыми симптомами они обычно развиваются в течение недели после болезни.

      У небольшого числа детей также развились симптомы мультисистемного воспалительного синдрома у детей (MIS-C). Этот синдром может вызывать симптомы, напоминающие симптомы синдрома токсического шока и болезни Кавасаки. Без лечения это может привести к летальному исходу.

      У детей с MIS-C могут появиться сыпь, боль в животе, налитые кровью глаза, истощение, диарея или рвота.

      Следующие симптомы требуют неотложной медицинской помощи:

      • спутанность сознания
      • лихорадка
      • давление или боль в груди
      • боль в шее
      • затрудненное дыхание
      • синее или белое лицо, пальцы рук или ног
      • неспособность бодрствовать
      • сильная боль в животе

      У большинства детей симптомы отсутствуют или проявляются от легкой до умеренной.Этим детям не нужно идти в больницу или обращаться к врачу.

      Однако родители и опекуны должны вызвать педиатра, если у их ребенка проявляются какие-либо симптомы COVID-19. Педиатр может посоветовать, какие симптомы следует учитывать, и порекомендовать лечение в домашних условиях.

      В некоторых регионах ребенку может также потребоваться направление на тестирование на COVID-19.

      Обратитесь к врачу, если:

      • ребенок выглядит очень больным
      • у них появляется сыпь
      • их симптомы улучшаются, а затем снова ухудшаются
      • они выздоравливают от COVID-19, но затем развиваются воспалительные симптомы, такие как сыпь , лихорадка или налитые кровью глаза

      Обратитесь в отделение неотложной помощи, если ребенок:

      • задыхается или проявляет признаки респираторной недостаточности, такие как посинение губ, очень быстрое дыхание или затрудненное дыхание
      • кажется смущенным, кажется вялым , или не может проснуться
      • сообщает о давлении или боли в груди
      • имеет симптомы органной недостаточности, такие как сильная боль в желудке, затрудненное мочеиспускание, неспособность двигаться без посторонней помощи или неспособность ясно мыслить

      Никакие лекарства не могут вылечить COVID-19.Хотя больницы и исследователи изучают экспериментальные методы лечения, в настоящее время они доступны только для очень больных.

      Большинство детей могут выздороветь с помощью домашнего лечения. Чтобы помочь ребенку с COVID-19:

      • Поощряйте его отдыхать.
      • Дайте им много жидкости, чтобы предотвратить обезвоживание.
      • Проверяйте их регулярно, чтобы убедиться, что состояние не ухудшается.
      • Узнайте у врача о безрецептурных обезболивающих и жаропонижающих средствах.
      • По возможности оставьте их в одной части дома.Очистите и продезинфицируйте все поверхности, которых они касаются, и побуждайте других членов семьи избегать их. Также носите маску для лица при уходе за больным ребенком.

      Родителям и опекунам может быть сложно следовать этим правилам при уходе за ребенком или младенцем. CDC предлагает несколько советов о том, как управлять рисками, связанными с детьми.

      Также может быть хорошей идеей поговорить с медицинским работником о том, как лучше всего заботиться о ребенке с подозрением на инфекцию SARS-CoV-2. Детям младше 2 лет нельзя носить маску для лица.

      Сильно больным детям может потребоваться госпитализация. В больнице врачи сосредоточат внимание на лечении симптомов у ребенка. Им может потребоваться кислород, внутривенное введение жидкости или стероидные препараты, чтобы помочь им дышать.

      В редких случаях ребенку может понадобиться вентилятор, если он не может нормально дышать самостоятельно.

      Помимо самоизоляции во время болезни, эти стратегии могут замедлить распространение вируса:

      • избегать общественных собраний, магазинов и общественных мероприятий
      • , когда человек должен находиться рядом с другими, носить маску и поддерживать расстояние 6 футов (2 метра) или более
      • Не выходить на улицу, если болен, даже если симптомы легкие
      • Часто дезинфицируйте дверные ручки, прилавки, пеленальные столы и другие поверхности, к которым люди часто прикасаются
      • Перед тем как вызвать врача обратиться за медицинской помощью, так как многие могут обсудить незначительные вопросы с помощью телемеханики

      Родители, лица, осуществляющие уход, и другие взрослые могут предпринять эти шаги, чтобы предотвратить распространение вируса и снизить риск заражения ребенка.

      Узнайте больше о предотвращении COVID-19 здесь.

      Для большинства детей, у которых развивается COVID-19, болезнь протекает в легкой форме и не представляет опасности.

      Родители и опекуны с ослабленным иммунитетом или больными детьми должны принимать дополнительные меры предосторожности для их защиты, например, оставаться дома и по возможности доставлять продукты.

      .

      Смотрите также